Первый таксист Иркутска носил редкое имя

22 марта 2024

Иркутский журналист Борис Слепнев делится воспоминаниями о знакомстве с первым таксистом Восточной Сибири Хрисанфом Алексеевичем Турутановым.

Первый таксист Иркутска носил редкое имя

С этим удивительным человеком я познакомился в Иркутске ровно тридцать лет назад, в канун празднования Дня Советской Армии и Военно-Морского флота. Тогда праздник назывался именно так.

Будучи начальником пресс-службы областной военизированной противопожарной службы, помогал составлять списки приглашенных мужчин-ветеранов, организовывать концерт. Начальник отдела кадров, просматривая списки приглашенных, сказал: «Хрисанф Алексеевич – очень интересный человек, между прочим, первый таксист Иркутска, только об этом мало кто знает».

Дождавшись окончания праздника, я подошел к Хрисанфу Алексеевичу, и он подтвердил любопытный факт своей биографии. На вопрос: «Почему об этом практически никто не знает?» Ответил с юмором: «Так, управление-то пожарное. Приходи ко мне на дежурство, я расскажу, если интересно». 

На тот момент Хрисанф Алексеевич работал сторожем в Иркутском музыкальном театре имени Н. М. Загурского, там мы и общались.

Сторож Турутанов оказался интеллигентным мужчиной с безупречной дикцией. Первая мысль – ему бы работать на телевидении или радио. Чистейшая речь даже без намеков на слова-паразиты. Он говорил словно учитель во время диктанта, давая понять своими паузами, где необходимо поставить в предложении запятую. 

Монтировать сюжеты с его участием для местного телевидения было одно удовольствие. Своей грамотностью Хрисанф обязан маме Дарье Кондратьевне. Возможно ей принадлежала идея назвать сына греческим именем, которое в переводе означало «златоцветный». После окончания вуза она по распределению попала в Монголию, где преподавала при посольстве русский язык.

Водительскому ремеслу Хрисанф Алексеевич научился в Монголии, где в 1930-х годах автомобили были большой редкостью. Любая поездка за песчаный горизонт несла определенные риски, поэтому приходилось брать с собой весь инструмент и большое количество запасных частей, резину.

Техпомощи в монгольской степи ждать было неоткуда. В лучшем случае пастухи-кочевники могли отбуксировать на верблюдах машину до ближайшего стойбища. Хрисанфу Турутанову не раз приходилось в одиночку выбираться из песчаных барханов, среди ночи при свете фар менять коробку передач, клеить лопнувшие камеры, укреплять расшатавшиеся деревянные спицы.

Суровые условия во многом способствовали профессиональному росту водителя. Несмотря на маленький стаж, появились свои ученики. Первым был монгол Цырен, который не мог выучить мудреных названий деталей, а запоминал их визуально. Через три года Хрисанф Алексеевич принимал шикарный «Додж», поступив на работу в монгольское посольство в Туве.

В 1933 году семья переехала в Иркутск, и Турутанов устроился на работу в Автопромторг, переименованный вскоре в Иркомтранс.

Это была единственная организация в городе, которая занималась перевозкой пассажиров. По городу ходили несколько автобусов марки «Форд», салон которых вмещал 16 человек. 

Нехватку автобусного парка решали за счет переделки грузовиков на базе АМО – Ф15 и ГАЗ- АА. Местные автомастера настолько преуспели в переоборудовании грузовых полуторок, что в 1936 году Иркутский центральный авторемонтный завод получил заказ на выпуск 75 автобусов на базе советских грузовиков.

Кому пришло в голову пустить по городу такси, Турутанов не знал. Он так обрадовался, когда директор предложил поставить на ход старинный немецкий «Штеер» (Steyr), который давно безмолвствовал под забором.

3 марта 1935 года из ворот Иркомтранса выехал черный семиместный «Штеер». Проехав по Большой улице, автомобиль развернулся и припарковался у диспетчерской предприятия на улице Ивановской (ныне Пролетарской). Выход на линию первого таксомотора прошел буднично, возможно никто не верил в то, что новая услуга будет пользоваться спросом. 

Местные власти не приурочили выход такси ни к одной из знаменательных дат славных побед социализма, а посему новшество горожане встретили весьма сдержанно.

Фотокорреспондент местной газеты, видимо не подозревая о том, что делает исторический кадр, нажал на кнопку аппарата, даже не предупредив главного героя. Сделав небольшой круг по центру города, Турутанов вернулся к воротам предприятия. 

Привычные для нас шашки на борту первого такси нарисовать никто не догадался, как и объяснить, что на этом авто можно поехать в городе куда угодно, но за определенную плату – возможно, поэтому иркутяне спокойно восприняли новшество. Городская шпана целыми днями полировала собственными шароварами корпус шикарной машины. Производственный план на первого таксиста, как и конкуренты, не давили. Отсутствовал у первого таксомотора и такой важный прибор, как счетчик. Его роль выполнял… обыкновенный будильник. 

По воспоминаниям Хрисанфа Алексеевича, пассажиры платили за время, проведенное в пути, а не за километры. Поскольку дороги в городе оставляли желать лучшего, поездки получались недешевым удовольствием. Несколько раз такси арендовали молодожены.

Звезда первого такси в Иркутске закатилась стремительно. Вероятнее всего, эксперимент с персональным транспортом был признан неудачным, иркутяне оказались просто не готовы платить большие деньги за такую услугу. Сам Хрисанф Алексеевич придерживался другой версии. В минуты отдыха, когда мужики собирались в курилке, он рассказывал, как ездил на Форде, говорил о комфорте Доджей, Кадиллаков. О всех одах буржуазному автопрому кто-то донес начальству.

– Вызвал однажды начальник, долго смотрел на меня, перечитывал какой-то листочек. А потом встал, и сказал: «Ты вот что, парень, с языком будь осторожней. Заметочка на тебя поступила. Не нравятся, значит, советские автомобили – хаешь ты наши достижения?

Вскоре после этого инцидента Хрисанф Алексеевич крутил уже баранку грузовика, а в парке появились отечественные ГАЗ М1, прозванные в народе «эмками» – новые такси. Но они были уже вторыми.

Семнадцать лет Хрисанф Турутанов отдал противопожарной службе, водил оперативный автомобиль дежурной службы (ДСПТ) и автоцистерну.

В семейном альбоме Хрисанфа Алексеевича хранилось множество интересных архивных фотографий, используя которые, мы планировали написать большой очерк, увы, этому не суждено было сбыться. Шестидесятый юбилей иркутского такси водитель номер один пережил на два года…

Полный текст читайте на калане Бориса Слепнева Планета Сибирь. Фото из архива  Хрисанфа Алексеевича.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также